составляют психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, социальные педагоги и медицинские специалисты, объединяющиеся с целью психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), письмом Главного управления образования Самарской Области № 1515 от 22. 07. 98 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении», а также Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа ОУ с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.
Свою деятельность Консилиум осуществляет во взаимо¬действии с медицинской, логопедической и психологической службами ОУ, методическими объединениями специалистов, педагогическим советом ОУ и всеми звеньями образователь¬ного процесса.
Психолого-медико-педагогический Консилиум консуль¬тирует всех участников образовательного процесса - обучаю¬щихся, воспитанников, родителей, педагогов - по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педа¬гогической поддержки детям, готовит документы на МПК или городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсут¬ствии положительной динамики в развитии и воспитании ре¬бенка.
Направления работы Консилиума
Деятельность психолого-педагогического консилиума осуществляется в следующих направлениях:
организация и проведение комплексного изучения лично¬сти «особого» ребенка с использованием диагностиче¬ских методик психологического, педагогического, клини¬ческого обследования;
выявление уровня и особенностей развития познаватель¬ной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специа¬листам для обеспечения индивидуального подхода в про¬цессе обучения и воспитания;
выбор дифференцированных педагогических условий, не¬обходимых для коррекции недостатков развития и для ор¬ганизации коррекционно-развивающего процесса;
выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей рабо¬ты;
обеспечение коррекционной направленности образователь¬ного процесса;
формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей;
консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных ус¬ловий жизни;
профилактика физических, интеллектуальных и психологи¬ческих перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по охране и укре¬плению соматического и психоневрологического здоровья детей,
В задачи Консилиума также входят:
утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ОУ (ДОУ);
определение путей интеграции детей в классы (группы), ра¬ботающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков раз¬вития.
Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития обучающегося (воспитанника) с особыми нуждами. Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.
Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами ПМПк для работы в интегрированных классах и группах, определяется содержание методической работы специалистов психологической службы. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для учителей, воспитателей.
В задачи психолога, логопеда, дефектолога входит не только разработка общих рекомендаций для педагогов, но и адаптация их к условиям работы на уроке (занятии) в интегрированном классе (группе). Специалисты психологической службы обучают педагогов и родителей с целью овладения ими дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии.
Состав Консилиума
Для эффективной и компетентной работы Консилиум должен объединять носителей психолого-педагогической, роди¬тельской, медицинской, правовой культуры. ПМПк создается из числа сотрудников учреждения, а также специалистов, привлекаемых на договорной основе по решению администрации ОУ. Состав Конси¬лиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены Консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.
В состав Консилиума по приказу заведующего(директора) учреждения вводятся заместитель руководите¬ля образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя-логопеды, учителя--дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя /воспитатели/, имеющие опыт коррекционной рабо¬ты, инспектор отдела по профилактике правонарушений не¬совершеннолетних (ОППН), сотрудник службы "Семья", при¬глашенные специалисты.
Руководство деятельностью Консилиума осуществляет заместитель руководителя ОУ по учебно-воспитательной работе (заместитель заведующего), что гарантирует статус Консилиума, придаёт его рекомендациям предписывающий характер и обеспечивает подключение к выполнению решений Конси¬лиума всех нужных учебно-воспитательных сил и средств ОУ. Руководитель Консилиума осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, преемст¬венность в работе педагогов-дефектологов, учителей (воспитателей), логопеда, психолога, семьи и школы; орга¬низует проверку и систематическое обсуждение эффектив¬ности работы Консилиума.
Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необхо¬димости обсуждения проблемы ребёнка и организует подго¬товку и проведение заседания ПМПк. Руководитель отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов Консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашае¬мых на заседание, он же координирует связи Консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организу¬ет контроль за выполнением рекомендаций Консилиума; мо¬жет осуществлять режиссуру заседаний Консилиума.
Врач (медсестра) информирует о состоянии здоровья ребёнка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специали¬стам (психоневрологу, детскому психиатру, окулисту, отола¬рингологу и т.д.). В ходе работы Консилиума дает рекоменда¬ции по режиму жизнедеятельности ребенка.
В обязанности учителя-логопеда (учителя-дефектолога) входит информирование специалистов Конси¬лиума об особенностях речевого развития ученика (воспитанника), разработка Программ фронтальной коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума, журнала комплексного динамического наблюдения за ре¬бенком.
В обязанности педагога-психолога входит углублен¬ное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи учителям-логопедам (учителям-дефектологам), учи¬телям (воспитателям) в оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, вскрытии проблем самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоциональной сферы; обеспечение подхода к ре¬бёнку с оптимистической гипотезой перспектив его дальней¬шего развития; построение совместной программы действий, направленной на развитие определённых качеств или на уст¬ранение выявленных трудностей и недостатков развития и разработка коррекционных программ индивидуального разви¬тия ребенка.
Социальный педагог, инспектор ОППН и специалист службы "Семья" представляют информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, помогают отследить содержание досуга семьи и ребёнка, дают характеристику не¬благополучным семьям, состоящим на учете. Активно участ¬вуют в собеседовании с детьми и родителями, знакомят семьи и специалистов с деятельностью своих организаций. Плани¬руют реабилитирующие мероприятия по защите интересов ре¬бенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Специалисты-консультанты приглашаются по мере не¬обходимости для непосредственного, наблюдения за детьми и помощи в принятии правильного решения.
Учитель (воспитатель) дает ребёнку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его вос¬питании и обучении, активно участвует в собеседовании с ро¬дителями и самим воспитанником; составляет программу фронтальной коррекционно-развивающей работы со своим классом (группой); планирует индивидуальную работу с уча¬щимися (воспитанниками).