Девченки, это небольшое спасение - выступление нашего окружного метоиста по поводу программы
Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным. Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ. Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы. В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д. Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам: 1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); 3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); 4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; 5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Программа состоит из двух частей: обязательной части; вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса. Рассмотрим структуру образовательной программы. Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ) I. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: 1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении - описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.) - проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса) Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. 2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей · "Физическая культура", · "Здоровье", · "Безопасность", · "Социализация", · "Труд", · "Познание", · "Коммуникация", · "Чтение художественной литературы", · "Художественное творчество", · "Музыка"; Реализация каждой области включает: - цель образовательной области, задачи - модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями - программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить) - таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы Пример реализации образовательной области «Художественное творчество» 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции. 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. II. Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего» и др. 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы: Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста. Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, ЦИПР, СРП, СДС, КП и др.). Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. В каждом из перечисленных разделов представляется: - режим работы, - перечень программ, технологий и пособий, - формы образовательной деятельности детей, - результаты освоения Программы. Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя: - Управление реализацией программы; - Создание и обновление предметно-развивающей среды; - Инновационную или экспериментальную работу; - Формы сотрудничества с семьей; - Преемственность в работе ДОУ и школы; - Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. Наиболее часто задаваемые вопросы: Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий? Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы. Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области. Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы? Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.) Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть. В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо. Методист лаборатории дошкольного образования ОМЦ А.В. Минина