Девченки, это небольшое спасение - выступление нашего окружного метоиста по поводу программы
Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура
Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит
образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.
Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса
в ДОУ.
Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший
воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые
досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г.
и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно
участвовать в составлении Программы.
В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов
с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить
педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы,
образовательными областями, их интеграцией и т.д.
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:
1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы
должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,
при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать
поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму");
4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие
знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и
художественно-эстетическое.
Программа состоит из двух частей:
обязательной части;
вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рассмотрим структуру образовательной программы.
Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)
I. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)
- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов,
модель образовательного процесса)
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов
деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
· "Физическая культура",
· "Здоровье",
· "Безопасность",
· "Социализация",
· "Труд",
· "Познание",
· "Коммуникация",
· "Чтение художественной литературы",
· "Художественное творчество",
· "Музыка";
Реализация каждой области включает:
- цель образовательной области, задачи
- модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями
- программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)
- таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы
Пример реализации образовательной области «Художественное творчество»
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида
и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ
и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
II. Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ,
участие в проектах «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего» и др.
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека,
ЦИПР, СРП, СДС, КП и др.).
Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
В каждом из перечисленных разделов представляется:
- режим работы,
- перечень программ, технологий и пособий,
- формы образовательной деятельности детей,
- результаты освоения Программы.
Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
включает в себя:
- Управление реализацией программы;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Инновационную или экспериментальную работу;
- Формы сотрудничества с семьей;
- Преемственность в работе ДОУ и школы;
- Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Наиболее часто задаваемые вопросы:
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут
проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы
с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной
деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности
детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области
через различные формы.
Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде,
на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей»
и отметить какие области каждое занятие реализует.
Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»;
Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д.
В течение дня должны реализовываться все образовательные области.
Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно
ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ,
показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания,
обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное
детство» им. А.В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной
основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять
с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением
образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей
в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей
и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации
Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема
Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать
от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную
часть.
В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе
на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование,
образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей –
все это многим хорошо знакомо.
Методист
лаборатории дошкольного образования ОМЦ
А.В. Минина





















