кликай.
Что включить
Разрабатывайте основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) на основании ФГОС дошкольного образования с учетом примерных образовательных программ (ч. 6 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Назвать образовательную программу можно или «основная образовательная программа дошкольного образования», или «образовательная программа дошкольного образования». Оба варианта формулировки с точки зрения закона правильные, поскольку образовательная программа дошкольного образования – один из видов основных общеобразовательных программ (п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Образовательную программу дошкольного образования детский сад разрабатывает и утверждает самостоятельно, в том числе определяет название программы (ч. 6 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
ООП ДО готовьте так, чтобы выстроить целостный педагогический процесс, который направлен на полноценное, всестороннее и взаимосвязанное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Сформируйте в ООП ДО три раздела: целевой, содержательный и организационный. В каждом разделе распишите обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (п. 2.11 ФГОС дошкольного образования).
Обязательные части разделов ООП ДО разрабатывайте так, чтобы сформировать комплексный подход к развитию детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативной;
познавательной;
речевого развития;
художественно-эстетической;
физической.
Если для обязательной части ООП ДО вы используете примерную программу дошкольного образования, сделайте в обязательной части ссылки на примерную программу. В противном случае обязательную часть оформляйте развернуто (п. 2.12 ФГОС дошкольного образования).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представьте выбранные, самостоятельно разработанные программы, которые направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, культурных практиках (парциальные образовательные программы). Укажите в этой части выбранные методики, формы организации образовательной работы (п. 2.9 ФГОС дошкольного образования).
Формируемую часть можно представить в виде ссылок на методическую литературу, в которой можно ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС дошкольного образования).
Обязательную часть делайте не меньше 60 процентов от общего объема ООП ДО. Часть, формируемую участниками образовательных отношений, – не больше 40 процентов. Такое условие определил пункт 2.10 ФГОС дошкольного образования.
Дополните ООП ДО разделом с краткой презентацией, которую ориентируйте на родителей (п. 2.13 ФГОС дошкольного образования).
Как разработать целевой раздел
В целевой раздел ООП ДО включите пояснительную записку и планируемые результаты освоения ООП ДО (п. 2.11.1 ФГОС дошкольного образования).
Пояснительная записка
В пояснительной записке раскройте цели и задачи реализации ООП ДО, отразите принципы и подходы к ее разработке.
Укажите в ООП ДО общие цели дошкольного образования, которые определяют пункты 1 и 2 статьи 64 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Укажите, что дошкольное образование обеспечивает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, формирование у них предпосылок учебной деятельности. Подчеркните, что ООП ДО направлена на разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Отметьте, что ООП ДО создает условия для позитивной социализации ребенка, содействует его личностному росту, реализации творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками (п. 2.4 ФГОС дошкольного образования).
Исходя из этого сформулируйте цель реализации ООП ДО.
Пример формулировки цели реализации ООП ДО
Задачи реализации ООП ДО определите исходя из поставленной цели:
охрана и целенаправленное укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
формирование у детей устойчивых позитивных представлений о ценности здорового образа жизни;
формирование общей культуры детей на основе первичного усвоения ими представлений о духовно-нравственных и социокультурных ценностях, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование у каждого ребенка устойчивой позитивной мотивации к ведущим видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и самой деятельности как процессу;
развитие творческой активности детей и их позитивной социализации на основе амплификации (обогащения) детского развития;
развитие у детей способности к сотрудничеству, коммуникативной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольного детства;
развитие форм речи и ее функций, овладение дошкольниками навыками речевого общения на основе соответствующих возрасту форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
профилактика и коррекция развития дошкольников, удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
предоставление каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможностей самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования «Я-концепции»;
формирование социокультурной развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
предоставление ребенку возможностей выбора в игре, а также познавательной, исследовательской и других видах деятельности, в продолжение режимных моментов, в свободном времяпрепровождении;
поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
создание необходимых условий для реализации взаимодействия субъектов образовательных отношений, в котором должны быть соблюдены интересы ребенка, педагога, родителей (законных представителей);
организация взаимодействия с семьями и их психолого-педагогическая поддержка;
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цели и задачи ООП ДО должны быть связаны с целями и задачами, которые закладываете в программу развития и годовой план работы детского сада. Они должны составлять целостную систему планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов позволит детскому саду реализовать принципы последовательности, системности и преемственности.
Принципы и подходы к разработке ООП ДОО формируйте в зависимости от контингента воспитанников.
Если среди воспитанников нет детей с ОВЗ, просто перенесите из примерной образовательной программы возрастные характеристики детей дошкольного возраста. По отдельным этапам возрастного развития их можно указать более подробно или, наоборот, сжато. Отметьте, что ООП ДО устанавливает единые направления образовательной деятельности и охватывает внутрисадовскими мероприятиями воспитанников разных групп.
Укажите принципы разработки ООП ДО, это могут быть: гуманистическая педагогика, развивающее образование, сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, учет этнокультурной ситуации развития детей и т. д. При формулировании принципов ООП ДО ориентируйтесь на основные принципы дошкольного образования, которые определил пункт 1.4 ФГОС дошкольного образования.
Если среди воспитанников есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды, дайте краткую характеристику особенностей ограничения возможностей здоровья и зафиксируйте основные позиции из рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
Укажите, в каких группах организовано обучение таких детей:
компенсирующей направленности;
комбинированной направленности.
При необходимости уточните общие принципы, дополните их теми, которые направлены на обучение детей с ОВЗ. Укажите, где определены особенности обучения: в адаптированной образовательной программе или в подразделе ООП ДО «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования».
Завершите пояснительную записку характеристикой социокультурной среды и особенностей дошкольного образования в регионе. Подчеркните преимущества и потенциал вашей организации.
Планируемые результаты освоения ООП ДО
Опишите планируемые результаты освоения ООП ДО с учетом целевых ориентиров развития детей дошкольного возраста, которые определяет ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка по завершении обучения на уровне дошкольного образования.
Внимание: целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования устанавливают преемственность дошкольного и начального общего образования и предполагают к окончанию детского сада формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебе в школе
Обязательная часть
Планируемые результаты укажите по каждой образовательной области. Распределите результаты по возрастным периодам, лучше всего – по возрастным группам. Выберите один из трех способов описания планируемых результатов в программе.
Вариант 1: разбейте планируемые результаты по блокам, которые характеризуют умения и навыки детей:
проявляют интерес;
способны;
умеют;
имеют представление;
владеют навыками.
Пример формулировки планируемых результатов в ООП ДО детьми средней группы 4–5 лет в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1. Дети проявляют интерес:
к совместной игре;
игровому экспериментированию, к участию в познавательных и развивающих играх;
познанию разных видов труда и профессий, применению в труде современных технологий, машин, механизмов.
2. Дети способны:
к позитивному мировосприятию, они положительно настроены по отношению к окружающим;
активному общению со сверстниками и близкими взрослыми;
проявлению любви к родителям, уважения к сотрудникам детского сада;
проявлению дружелюбия и доброжелательности в общении со сверстниками;
проявлению относительной самостоятельности (с небольшой помощью или при напоминании взрослого) в самообслуживании.
3. Дети умеют:
самостоятельно выбирать игру;
объединяться для игр, содержащих 2–3 роли (совместно с воспитателем), договариваться о распределении ролей;
сопровождать игру необходимыми постройками, договариваться с партнерами по игре о том, что нужно построить;
воплощать игровой замысел, предложенный воспитателем в качестве партнера по игре, вносить в него коррективы;
ориентироваться на общепринятые нормы и правила культурного поведения;
различать собственные эмоциональные состояния, желания;
опираться на нравственные представления в оценке поступков;
бережно относиться к результатам труда взрослых.
4. Дети имеют представление:
о том, что такое хорошо, и что такое плохо;
чистоте лица, рук, тела для сохранения здоровья;
связи между совершаемыми действиями (чисткой зубов, мытьем рук, закаливанием) и состоянием организма, здоровьем;
своих индивидуально-личностных особенностях, своей гендерной, семейной и национальной принадлежности;
нормах и правилах социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
5. Дети владеют навыками:
самообслуживания и культурной гигиены, реализуют эти навыки с небольшой помощью и (иногда) с напоминанием взрослых;
регуляции своих эмоциональных состояний;
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
безопасного поведения в быту.
Вариант 2: оформите планируемые результаты освоения ООП ДО в виде таблицы по опыту Московского центра качества образования. Добавьте к таблице пояснения, что результаты запланированы с нарастающим итогом. В каждой последующей возрастной группе учитывайте результаты предыдущей возрастной группы. А при организации непосредственной образовательной деятельности результаты корректируйте под конкретную ситуацию группы или потребности отдельного ребенка (комментарий к разделу II п. 2.7 ФГОС дошкольного образования ДО, направленный письмом Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249).
Пример планирования результатов в ООП ДО на основе примерной образовательной программы и авторской программы «Радуга»
Формируемая часть
Чтобы выделить в целевом разделе ООП ДО часть, формируемую участниками образовательных отношений, дополните его:
задачами развития детей, которые указаны в парциальных программах;
планируемыми результатами освоения ООП ДО, которые соответствуют содержанию парциальных программ.
Пример, как можно выделить в целевом разделе ООП ДО часть, формируемую участниками образовательных отношений
Как разработать содержательный раздел
Включите в содержательный раздел ООП ДО описание:
образовательной деятельности по направлениям развития ребенка, которые представлены в пяти образовательных областях. Описание делайте с учетом вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий по реализации данного содержания, которые используете;
вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, специфику их образовательных потребностей и интересов;
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООП ДО.
Такие условия определяет пункт 2.11.2 ФГОС дошкольного образования.
«Совет: подходите к проектированию образовательного процесса гибко
Используйте в качестве темообразующих факторов:
реальные события, которые происходят в окружающем мире и вызывают интерес детей. Например, яркие природные явления и общественные события, праздники;
воображаемые события из книг, которые воспитатель читает детям;
события, которые моделирует воспитатель исходя из развивающих задач. Например, воспитатель принес в группу предмет, который дети не видели и о котором не знали, с необычным эффектом или назначением. Такие смоделированные события вызывают неподдельный интерес и исследовательскую активность воспитанников;
события, которые происходят в жизни возрастной группы, «заражают» детей и приводят интересу. Например, увлечение динозаврами.
Обязательная часть
Включите в содержательный раздел:
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
способы и направления поддержки детской инициативы;
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
характеристики, которые, по вашему мнению, существенны для реализации образовательной программы.
Структурирование содержательного раздела по образовательным областям – удобный способ описания, у которого есть ряд преимуществ. Так, можно для каждой образовательной области выделить:
1) общую систему педагогической работы по реализации содержания данной образовательной области;
Совет: определите для конкретной образовательной области цели и задачи педагогической работы, психолого-педагогические условия их достижения, направления, общее содержание работы и ее принципы
2) содержание, которое интегрировано с другими образовательными областями;
3) виды детской деятельности, через которые будет реализована образовательная работа;
Совет: отражайте виды деятельности, характерные для детей разных возрастных категорий (п. 2.7 ФГОС дошкольного образования)
4) способы поддержки детской инициативы;
5) конкретизацию задач образовательной работы в зависимости от возраста детей в каждой возрастной группе.
Совет: вынесите конкретизацию задач образовательной работы в приложение к ООП ДО или рабочие программы дошкольного образования, поскольку этот материал достаточно объемный
Отразите в обязательной части систему взаимодействия с семьями воспитанников (подп. «в» п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования). При необходимости эту работу можно вынести в отдельный подраздел содержательной части ООП ДО.
Формируемая часть
Чтобы выделить в содержательном разделе ООП ДО часть, формируемую участниками образовательных отношений, укажите парциальные программы, которые образовательная организация выбрала или разработала самостоятельно для развития детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, культурных практиках. Опишите методики, формы организации образовательной работы по этим программам.
Пример оформления части, формируемой участниками образовательных отношений, для образовательной области «Физическое развитие» содержательного раздела ООП ДО
Учтите образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов: специфику национальных, социокультурных и иных условий образовательной деятельности; сложившиеся традиции детского сада.
Совет: выбирайте такие парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени отвечают потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
Часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений, выделите в самостоятельный подраздел содержательного раздела тогда, когда это необходимо. Например, если в детском саду разные режимы пребывания детей в группах – и полного дня, и кратковременного пребывания. Связано это со спецификой реализации образовательной программы в группах кратковременного пребывания – нужно реализовать образовательную программу по содержанию в меньшее время. Поэтому детский сад использует отличные от групп полного дня формы организации образовательного процесса: интегрирует содержание нескольких образовательных областей в одном занятии или другой форме. ООП ДО при этом будет единой для групп полного дня и кратковременного пребывания.
Совет: особое внимание уделите взаимодействию с семьями воспитанников групп кратковременного пребывания.
Коррекционная работа, инклюзивное образование
Включите в содержательный раздел подраздел «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования», если образовательную программу будут осваивать дети с ОВЗ.
Укажите в этом подразделе:
специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ;
механизмы адаптации ООП ДО для этих детей;
перечень специальных образовательных программ и методов обучения, методических пособий и дидактических материалов, которые будете использовать при обучении;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия, особенности квалифицированной коррекции нарушений.
Ситуация: адаптированная ООП ДО или раздел «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование» в ООП ДО. Когда и что нужно разработать
Как разработать организационный раздел
В организационном разделе укажите средства и технологии, которые используете при реализации ООП ДО.
Обязательная часть
В обязательную часть организационного раздела ООП ДО включите:
описание материально-технического обеспечения;
описание обеспеченности методическими материалами, средствами обучения и воспитания;
распорядок, режим дня;
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Информацию по распорядку, режиму дня и особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий можно объединить в модели образовательного процесса на день, на неделю и на год. Они могут стать составной частью рабочих программ дошкольного образования для всех возрастных групп.
Модель образовательного процесса на день постройте с привязкой к режиму дня. Такой подход имеет два плюса:
1) отражает требование пункта 2.5 ФГОС дошкольного образования о реализации образовательной программы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду;
2) показывает, в каких режимных моментах какие виды специфической детской деятельности ООП ДО реализует детский сад.
Модель образовательного процесса на неделю сформируйте с привязкой к сетке занятий. Включите в нее помимо занятий другие формы организации образовательного процесса. Этим она отличается от модели на день.
Модель образовательного процесса на год привяжите к комплексно-тематическому планированию. Укажите в ней темы, темы недель, которые по ООП ДО нужно рассмотреть в течение года. Эта модель заменяет календарный учебный график.
В описании организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада дайте ее определение. Укажите свойства среды, которые отвечают требованиям ФГОС дошкольного образования, и принципы ее формирования.
Формируемая часть
Включите в организационный раздел описание:
методической работы в детском саду;
работы педагога-психолога и других специалистов, их роль в образовательном процессе;
системы сетевого взаимодействия с другими организациями.
Краткая презентация ООП ДО
Подготовьте презентацию ООП ДО для родителей, укажите в ней:
контингент, на который рассчитана программа: возраст детей, категории детей с ОВЗ, если реализуете образовательную программу для них;
примерные программы, которые используете;
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Включите презентацию в виде дополнительного раздела в образовательную программу (п. 2.13 ФГОС дошкольного образования). Презентацию можно распечатать и приложить к программе в виде приложения.