Elenora написал(а):При написании пояснительной записки к программе столкнулась вот с какой проблемой: у нас требуют прописать возрастные особенности (психо-физические) детей доступным языком для родителей. И сжато. Помогите, может у кого - то есть в виде таблицы?
Я так прописала возрастные особенности детей:
2.1. Возрастные особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления.
Ведущей становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение со взрослым выступает средством её осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребёнок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе. В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование речи, которое идёт в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной формирования речи является её понимание.
Особенностью восприятия, памяти, внимания в этом возрасте является их непроизвольность, поэтому ребёнок не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе». Обычно ребёнок может выделить в предмете только ярко выраженные признаки (величина, форма, цвет и т.д.).
Основным способом познания ребёнком окружающего мира является метод проб и ошибок. Поэтому дети любят разбирать игрушки. Важнейшей способностью, формирующейся к дошкольному возрасту, является способность к постановке цели в играх и поведении.
В раннем возрасте ребёнок не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Характерными особенностями общения детей друг с другом являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий партнёра.
2.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет)
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Происходит дальнейшее расширение круга общения с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берёт с него пример, хочет быть во всём похожим на него.
В результате возникает противоречие между желаниями ребёнка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребёнок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную деятельность. На основе совместной деятельности – в первую очередь игры – формируется детское общество. На пятом году жизни ребёнок постепенно начинает осознавать своё положение среди сверстников.
Младший дошкольный возраст уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В этом возрасте осуществляется переход от ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребёнка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребёнка о мире.
При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений – это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».
К пяти годам начинает формироваться произвольность – в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребёнка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.
Старший дошкольный возраст (5 - 7лет)
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребёнка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети всё ещё быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока ещё невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются другие формы игры – режиссёрские, игры-фантазии, игры с правилами.
В этом возрасте резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплочённое детское общество
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть-целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.).
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей проявляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счётом и пересчётом отдельных предметов.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже способен не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать её.
Слушая чтение книг, дети сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.