Ольга Бережнова: о том, кто должен писать основную образовательную программу, функциях и стандартах педагога и о том, почему зарплаты в детских садах никогда не будут на уровне школьных.
«Прежде чем мы будем говорить о проектировании вообще, разберемся с терминологией, которая встречается в современных нормативных документах. Среди них есть образовательная программа как самый главный термин, она распространяется везде. И различные программы, которые нам предлагается разработать на её основе. Сейчас эти термины употребляются в общепринятом значении: типовая программа, рамочная, комплексная, альтернативная - ни в каких нормативных документах таких упоминаний нет. Поэтому мы с вами можем разговаривать на любом языке, но в документах могут быть только такие наименования. Это важно. Потому что здесь вы увидите такое словосочетание как «вариативная образовательная программа».
В новых методических рекомендациях по написанию ООП ДО хорошо разводятся эти два понятия – примерная и вариативная программа. Все те, что были вывешены на сайте, те, 20 с лишним, они, конечно, статус примерной не получат, это уже окончательно решено. Примерная у нас одна, а остальные пока не получили никакого статуса и нормативно должны называться просто образовательными программами. Например, образовательная программа «Сказка». Просто образовательная программа, не примерная, статуса такого у неё нет. Какой же статус будет? В методических рекомендациях такие программы пока называют вариативными. То есть мы должны сейчас с вами скорректировать ООП ДО на основе ФГОС с учетом примерной ООП ДО, а также какую-то образовательную программу, откуда мы возьмем УМК. Потому что примерная программа не содержит учебно-методического комплекта. То есть работать по ней практически невозможно, это лишь ориентир, цель, представление о том, как это должно быть, но не более. Самое главное, что в этих методических рекомендациях написано о том, чтоб педагоги выбрали или остановились на той программе, которая была, УМК для реализации вашей ООП.
25/28
ноября
2015
Современное дошкольное образование: теория и практика эффективного управления
Москва · BEST WESTERN PLUS Vega Hotel & Convention Center
Как это надо написать все спрашивают? Мы уже пришли к некому оптимальному варианту – по ФГОС и с учетом какой-то образовательной программы. И УМК из этой программы мы берем. Раз они точно не являются примерными, значит и использование УМК к ним нестрогое. Только то, что вы себе возьмете и напишите самостоятельно в свою ООП. То, что напишите, то и будет вашим УМК. Другое дело, что если какая-то программа рекомендует, например, так и только так проводить образовательный процесс, нельзя просто взять кусочек и скомпоновать, конечно, мы должны придерживаться какой-то одного направления. Здесь еще и рабочая программа как обязательный нормативный документ, это тоже сейчас камень преткновения, наверно, тоже все сейчас упорно, кто-то написал, кто-то пишет, кто-то откуда-то берет эти рабочие программы. Поговорим о том, как надо? Что, собственно, требуется?
Итак, посмотрим, в ФЗ об образовании есть четкое определение образовательной программы. У нас аттестации по окончанию детского сада не проводится, это нам не нужно в образовательной программе, как и оценочные и методические материалы, как обязательной части вашей ООП. Этого у нас нет.
Приложение к ООП должно быть, это не должно в неё входить, потому что это каждый год будет у вас меняться. ООП – документ стратегического направления и его не нужно менять каждый год, если нет острой необходимости. Поэтому программа – это программа, которая представлена в виде учебного плана, календарного учебного график и рабочей программы. Это все прилагается к программе ежегодно, и в начале каждого учебного года руководителем образовательной организации утверждается на учебный год. Было много вопросов, как это учебной деятельности у нас нет, а учебный план есть? На этот вопрос министерство образования дало четкий ответ. Учебной деятельности нет у дошкольников, потому что она у них только зарождается, но мы с вами функцию обучения осуществляем. И педагоги, работающие с детьми, обучение осуществляют. Потому что образовательная программа – это комплекс обучающих и воспитательных задач. Поэтому мы все равно с вами будем иметь учебный план и учебный график. Это не для детей, это для нас.
Почему вообще такая проблема возникла, кто должен программы разрабатывать, кто за что отвечает? Это очень больной вопрос. Кто эти люди? Это замы все должны сделать или старшие воспитатели, или кто? Чтобы разобраться, посмотрим нормативно-правовое обеспеченье, касающееся именно профессионального стандарта. В РФ два вида стандарта: образовательный и профессиональный. Профессиональные стандарты - их запланировано около 800 разработать министерством труда и социальной защиты РФ, уже начали этот процесс. И мы уже имеем стандарт по педагогу. Его действие перенесено на 1 января 2017 года, он должен был вступить в силу с 15 года, но после мониторинга системы дошкольного образования министерством выяснилось, что дошкольное образование не готово к этим требованиям. То есть нам нужно попрощаться с теми, кто есть.
Проблема ещё глубже, нужные кадры не готовят ни вузы, ни ссузы. Преподаватели, поверьте, те же самые. Сколько должно пройти времени, чтобы сознание даже тех же преподавателей поменялось несколько. И к 17 году этого не будет, но нас ответственно предупредили: «Люди! Изучайте, готовьте!». И теперь уже спросят с методических центов, с методических служб. Что вы сделали, что провели, какие формы работы с кадрами сделали за то время, которое вам дали, чтобы все-таки соответствовать стандарту? Там требования выдвигаются к педагогическому образованию, а это большая проблема для многих регионов, особенно сельской местности. Это серьезные требования к уровню знаний, потому что речь идет о знании культурно-исторического, деятельностного метода в обучении, личностного ориентирования. Глубина проблемы достаточная. И министерство труда, а вслед за ним и рособрнадзор принимают решение о переносе срока профстандарта. Да, в это время нам надо работать, тем более, что получается, что профстандарт должен был ввестись до полного внедрения ФГОС, это не совсем правильно.
Как всегда «под елкой». У нас так любят, у нас и закон об образовании 25 декабря тоже подписали. Но вот срок перенесли, и вот служба надзора тоже согласилась с этим, ну, правда, только 3 марта этого года. Тот, кто попал в вилку между 25 декабря и 3 марта в проверки, тому не повезло. Так случилось, жизнь такая. Но пока ведь вам рекомендуют что-то, пишут рекомендации, не штрафуют, пока нет законных оснований выписать штраф. Только рекомендации, но рекомендации очень настоятельные. И вы должны за них отчитаться, что вы сделали, чтобы решить эту проблему. В профстандарте, как бы ни было, что он начнет действовать в 17 году, есть те вещи, которые отвечают на вопрос – кто разрабатывает программу? Там четко написано, что у любого педагога, то есть учителя или воспитателя, которые работают в этих должностях, есть 2 трудовые функции.
Первая – это педагогическая деятельность по проектированию образовательного процесса и его реализация, а вторая – это образовательная деятельность по проектированию программ. Это основная функция, за которую будут платить с 17 года, педагогам общего образования, то есть дошкольного, начального, основного и среднего. Про программы – не указано, каких программ, то есть подразумевается всех. За исключением одной – примерной, разработка которой поручена ФИРО. И по каждой трудовой функции педагогу выставляется коэффициент, там 5 и 6. Вот вам скажу: по проектированию и реализации образовательного процесса у нас абсолютно одинаковый коэффициент с учителями начальной школы – 6. Это средний, в общем, уровень. А вот по проектированию и реализации ОП – у нас на один уровень ниже, чем у учителей начальных классов. Что это значит? Во-первых, никогда зарплаты не будут равны между педагогами системы дошкольного образования и педагогами системы хотя бы начального, ближайшего к нам, уровня. Поскольку программа начального образования и все остальные – они являются обязательными, а программы по дошкольному образованию обязательными для дошкольников не являются. Могут освоить, а могут и не освоить – все равно в 1 класс они пойдут. Вот с этим связана эта дифференциация, а не потому что нас считают ниже по уровню квалификации. Тут уровень программ имеется в виду. И, естественно, по программам высшего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, там будет коэффициент ещё выше, потому что там уже идет элитное образование».
25/28
ноября
2015
Современное дошкольное образование: т
Отредактировано klarus (2015-11-02 18:24:08)