Определение основных должностных обязанностей педагогических работников при разработке должностных инструкций
В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательной организации (далее – ОО) (п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Следовательно, руководитель ОО самостоятельно определяет перечень должностных обязанностей по каждой конкретной должности с учетом специфики деятельности организации. При этом существует несколько нормативных документов, на основании которых можно определить основные должностные обязанности педагогических работников.
Внимание
Основные обязанности для всех работников (не только педагогических) определены в ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
выполнять установленные нормы труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Внимание Общие обязанности для всех педагогических работников определены в ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
соблюдать устав ОО, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Важно Должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. Таким образом, при определении основных должностных обязанностей педагогических работников необходимо учитывать положения ЕКС.
Единый квалификационный справочник применяется в качестве нормативного документа или служит основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников (п. 3 ЕКС).
В разделе "Должностные обязанности" ЕКС содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих (п. 4 ЕКС).
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников (п. 5 ЕКС).
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации (п. 6 ЕКС).
Совет Следовательно, при определении основных должностных обязанностей по конкретной педагогической должности или разработке должностных инструкций для этих должностей целесообразно включать в должностные обязанности:
основные обязанности для всех работников, определенные ТК РФ;
общие обязанности для всех педагогических работников, определенные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
должностные обязанности по конкретным должностям педагогических работников, определенные ЕКС.
При необходимости должностные обязанности (инструкции) могут быть дополнены (расширены) с учетом специфики деятельности ОО или специфики работы в конкретной должности или организационно-педагогических условиях.