Вот что нашла по образовательной и адаптированной программе (надеюсь не повторяюсь)
Отличие содержания раздела "Коррекционная работа" в ООП ДО от адаптированной образовательной программы"
В настоящий момент многие практики задаются вопросом: "Чем кардинально отличается содержание раздела "Коррекционная работа" в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации от адаптированной образовательной программы, если и там и там необходимо представить содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей?".
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273-ФЗ) и положениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО).
Определение адаптированной образовательной программы
Согласно п. 28 ст. 2 Закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В самом определении скрывается понятие "образовательная программа", также определяемое Законом № 273-ФЗ. Учитывая п. 9 ст. 2 и п. 6 ст. 12 Закона № 273-ФЗ можно сказать, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, планируемые результаты), разработанный образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Следовательно, адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, разработанная образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, и адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Следует отметить, что в положениях ФГОС ДО уже включена необходимость учета специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, – в специальном подразделе содержательного раздела образовательной программы. Этот подраздел называется "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования". Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в т. ч. механизмы адаптации образовательной программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены:
на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в т. ч. и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Если учитывать формальные признаки, разница заключается в том, что адаптированная образовательная программа обеспечивает коррекцию при необходимости, раздел "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования" предусматривает обязательную коррекционную работу.
Случаи, когда необходимо разработать адаптированную образовательную программу
В дошкольном образовании два документа зачастую дублируют друг друга. В данном случае целесообразно на уровне учредителя принять решение о разработке того или иного документа.
Например, если в детском саду есть только группы компенсирующей направленности, можно разработать адаптированную образовательную программу для данных групп (или программы, если групп несколько и в них получают дошкольное образование дети с разными недостатками в физическом и (или) психическом развитии) (согласно п. 2.2 ФГОС ДО, разные группы могут реализовывать разные программы). При этом адаптированная образовательная программа должна логично сочетать базовые принципы и основные положения ФГОС ДО и задачи коррекционной работы. В данном случае, если в детском саду есть только группы компенсирующей направленности и нет групп иных направленностей (раньше такие детские сады называли учреждениями компенсирующего вида) – адаптированная программа выполняет функцию основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Если в детском саду есть и группы компенсирующей направленности, и группы общеразвивающей или оздоровительной направленности, то должна быть адаптированная образовательная программа (программы) для групп компенсирующей направленности и основная образовательная программа для всех остальных групп. При этом в разделе "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования" делается ссылка на адаптированную образовательную программу и указывается, что коррекционная работа проводится в соответствии с данной адаптированной программой.
Если в дошкольной образовательной организации нет групп компенсирующей направленности, но наличествуют группы комбинированной направленности, целесообразно все направления коррекционной работы указать в разделе "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования", не составляя отдельную адаптированную программу для детей с ОВЗ, получающими дошкольное образование совместно со сверстниками, ограничений в здоровье не имеющими. Согласно положениям ФГОС ДО раздел "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования" достаточен для описания системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Такой подход позволит избежать дублирования обязательной документации дошкольной образовательной организации.
«Отличие содержания раздела "Коррекционная работа" в ООП ДО от адаптированной образовательной программы»
Материал из Справочной системы «Образование»