не знаю, выкладывали такие пояснения или нет. МЦФЭР
Вопрос
Как вычислить соотношение частей образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО?
Ответ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), диапазон соотношения частей образовательной программы дошкольного образования теперь расширен: обязательная часть не менее 60%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%.
Для сравнения: в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрауки России от 23.11.2009 № 655 (утратил силу с 1 января 2014 г.) (далее – ФГТ), пропорция частей образовательной программы составляла 80/20%.
В настоящее время вопрос о том, какие характеристики частей образовательной программы являются измеряемыми в указанном объеме, – один из актуальных для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО). Очевидно, что ни ФГТ тогда, ни ФГОС дошкольного образования сейчас не дают на него четкого ответа. Выход – обратиться к так называемой общедозволительной формуле правового регулирования "разрешено все то, что прямо не запрещено". В соответствии с этим принципом можно ориентироваться на временной критерий – "измерять" соотношение времени, отведенного для реализации обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. В некоторых случаях это вполне уместно – когда часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, легко дифференцируема, отделима от обязательной части. Например, плавание как вид двигательной активности ребенка не отражен во ФГОС дошкольного образования, поскольку содержание дошкольного образования, для реализации которого не во всех ДОО России созданы соответствующие условия, не может входить в обязательную часть образовательной программы. Поэтому плавание (в тех ДОО, где есть бассейны), как правило, включается в часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Время, необходимое для решения задач, связанных с плаванием, легко "посчитать".
Возможны и другие варианты: когда часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, по содержанию является самостоятельной, а во временном отношении не может быть отделена от обязательной, поскольку ее содержание (в первую очередь в интересах ребенка) должно реализовываться в рамках интеграции с обязательной частью. Например, задачи парциальных программ по экологическому, социально-эмоциональному, интеллектуальному развитию детей целесообразно решать вкупе с задачами по познавательному, социально-коммуникативному развитию обязательной части образовательной программы. В подобных случаях временной способ измерения не подходит, лучше прибегнуть к условному "измерению" содержания образовательной программы. Для этого следует примерно посчитать, сколько задач стоит в обязательной части программы, сколько – в части, формируемой участниками образовательных отношений, и определить соотношение полученных объемов.