Девочки, можно в планирование свои "пять копеек"...
мы решили с базовыми площадками (работаю в региональном центре развития образования) подойти к планированию совсем по иному... читал последние 15-20 сообщений: снова мы возвращаемся к четкому и обязательному "навязыванию" детям определенной тематики и вида деятельности в тот или иной момент его жизнедеятельности.
скажите, при таком планировании (когда вы распределили для детей чем, зачем, в какое время и как они будут заниматься) как осуществляете возможность ребенка сделать выбор, как поддерживаете его инициативу... как ребенок может стать субъектом своего образования, если за него все запланировано???
по-моему я на форуме уже писала и о комплексно-тематическом принципе планирования (прошу не путать с комплексно-тематическим планированием), как о необходимом принципе при организации обр.деят-ти. но тему у нас выбирают дети в зависимости от того, "что происходит за окном", или от произошедших событий в жизни детей... и деятельность, её содержание ("что можно, например, слепить по теме "Космос"...) выбирают и предлагают дети... на основе этого строится КАЛЕНДАРНЫЙ план воспитателя...
а перспектива - это (ну уж раз про лепку в примере выше заговорила, то...) задачи по данному виду деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей на каждую неделю. например: учить раскатывать кусок пластилина в колбаску между ладонями...
тематикой перспективный план не нагружаем, т.к. решить педагогу эту задачу можно в рамках любой темы...
педагогические задачи ставятся последовательно, от простого к сложному, в соответствии с методикой, например "лепки". и эти задачи МОГУТ содержать слова НАУЧИТЬ и ПОЗНАКОМИТЬ и пр... т.к. эта педагогическая задача, о которой ребенок и не подразумевает... ак бы и что бы мы не говорили, но ребенок все равно каждый день чему то учится, чему-то научается... главное учение не уподоблять только форме урока или занятия...
также есть перспектива по лексической тематике, но!!!!без даты
педагоги выбрали основные темы и зафиксировали их содержание в зависимости от возраста детей (ведь тема "семья" есть во всех возрастных группах, но содержание у нее разное - педагоги сели и группой обсудили последовательность и усложнение задач в каждой возрастной группе и зафиксировали)
так же в этих (лексических) планах отметили словарь по теме...
работа с темой начинается тогда, когда дети (или педагог - он ведь тоже полноправный участник ОП) предложат данную тему и её поддержат большинство детей в группе.
мы долго обсуждали "непопулярные" темы, что с ними делать... и решили примерно так. дети не выбирают тему "одежда", значит этой темы не будет в календарном плане, но задачи, которые указаны в перспективном плане я (как педагог) могу решить в рамках других тем. например во время, когда говорим о сезонах - тогда я и подниму вопросы одежды... это будет более своевременно, чем мы берем одну неделю весной и говорим обо всей одежде, в т.ч. и зимней и летней...
такой подход к перспективному планированию позволяет не переписывать его ежегодно, тк. лишен изменяющихся категорий: лексической темы и конкретных мероприятий ("Лепим ракету") -- только задачи, сформулированные и выстроенные в определенную последовательность в соответствии с методиками дошкольного образования...
если я (как педагог) знаю, какие задачи стоят передо мной - выбрать ТЕМУ и запланировать мероприятия ВМЕСТЕ с детьми (это и будет календарный план) не представляется сложным.
уверена, что прочитав у каждого возникает множество вопросов и опасений...конечно, за несколько предложений трудно ответить на все вопросы и объяснить систему и организацию работы. но результаты такого планирования уже получены, т.к у нас есть сады уже более 10 лет работающие с инициативами детей... их планы в настоящее время тоже требуют доработки, т.к. в основном писались только как календарные - они сейчас выстраивают систему педагогических задач, чтобы опираться на них, при организации деятельности с детьми с учетом их инициативы.
из практики могу сказать - дети "планируют мероприятия" - будем лепить собачку... или строить ракету... (в зависимости от темы, которую выбрали), а мы должны их выбор проанализировать и соотнести с теми задачами, которые стоят перед нами... главное, правильные задачи писать... вот задачи типа "Учить детей лепить собачку" - некорректные... т.к. собачки как минимум бывают разные...
плюсы: написать 1 раз, т.к.методика и последовательность неизменна; педагог понимает, что он должен формировать, показывать, объяснять и учить... у педагога экономится куча времени на интересную, творческую работу с детьми по поддержке инициативы и совместного планирования!!!
и еще PS начинать работу по поддержке субъектности можно с групп раннего возраста!!!! только нужно понимать, что выбор в младшей группе и в старше будут различными в плане организации и возможностей детей...
ну это совсем другая история еще на одно (если кратко) такое сообщение