Информация от Натальи Микляевой.
Вопрос: Руководитель нашего городского ПМПК говорит: "Если ребенку присвоен статус ОВЗ, прописан в заключении ПМПК, то Вы обязаны на каждого написать ИОМ, ИОП и индивидуальную адаптированную основную образовательную программу, индивидуальную программу реабилитации". Что делать?
Ответ: Коллеги! Пусть покажет нормативные документы, в которых есть обоснования для сосуществования такой "троицы" или "двоицы".
Теперь по пунктам.
1) АООП - это адаптированная основная ОП, на которую делает ссылку ПМПК, определяя статус ОВЗ у ребенка. АОП (в отличие от АООП, пишется с одной О) - адаптированная ОП, которая составляется НА ГРУППУ таких детей, имеющих ОВЗ (основание - ФЗ "Об образовании в РФ" №273, Письмо "О совершенстовании деятельности ПМПК" зам.министра образования от 23.05.2016), в условиях детского сада или школы. Обычно - для компенсирующих или комбинированных групп.
2) ИОМ - документ, определяющий форму сопровождения для конретного ребенка с ОВЗ, который находится в условиях, не соотвествуюющих его образовательным потребностям и ОВЗ - их нужно специально проектировать и моделировать (в частности, вопрос о формировании команды специалистов). Это означает, что для компенсирующих групп он не нужен. В основном, создается для комбинированных и общеразвивающих групп. Может использоваться также для демонстрации изменений в групповой АООП для конкретного ребенка с ОВЗ: например, при посещении ГКП или лекотеки.
Основание: Письмо "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Минобразования от 7 июня 2013 года.
3) ИОП - документ, который изменяет задачи и содержание АОП или ОП группы под потребности ребенка с ОВЗ (на основе индивидуального учебного плана), если ребенок отличается от группы по соотношению своих жизненных и академических компетенций. То есть у него другое соотношение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий: в пользу последних, в отличие от детей группы. Поэтому делают, в основном, для неговорящих малышей в комбинированных группах и для всех ребят с ОВЗ - в общеразвивающих. Для компенсирующих групп нужен, только если ребенок - со сложной структурой дефекта или множественными нарушениями в развитии (чаще всего + нарушение интеллекта), имеет инвалидность. В школе на таких ребят делают СИПР.
Основание: ФГОС НОО для детей с ОВЗ и преемственность коррекционного раздела с ФГОС ДО, САНиПИНы для детей с ОВЗ.
4) ИПР делается не садом и не школой, хотя может учитываться в их работе. Для ребенка с инвалидностью. На основании заключения Бюро МСЭ, но никак не заключения ПМПК.