Они утверждают форму паспорта дорожной безопасности образовательной организации.
Как организовать
Назначьте ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма приказом руководителя и ежегодно разрабатывайте план профилактики. План согласовывайте с сотрудниками Госавтоинспекции и включайте в него совместные мероприятия. Разместите приказ и план на информационном стенде или в уголке безопасности.
Нормативные акты субъектов РФ могут включать план профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в состав паспорта дорожной безопасности.
Образовательная организация согласовывает паспорт с Госавтоинспекцией, поэтому сразу может согласовать и план.
Пример регионального регулирования: паспорт дорожной безопасности
В Московской области паспорт дорожной безопасности включает в том числе:
• приказ о назначении ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
• план работы образовательного учреждения на год по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (совместно с ОГИБДД);
• графики инструктажей по безопасности дорожного движения с отметкой о проведении;
• календарно-тематический план по предметам;
• документацию по работе отряда юных инспекторов движения.
Такие требования устанавливает приложение к приказу Министра образования Московской области от 21 августа 2012 г. № 3522.
Профилактику детского травматизма проводите совместно с сотрудниками Госавтоинспекции. Они:
• разъяснят законодательство РФ о безопасности дорожного движения;
• помогут организовать обучение правилам безопасного поведения на дорогах и проконтролируют его;
• проведут родительский всеобуч, семейные конкурсы на знание правил дорожного движения;
• проведут пропаганду правил дорожного движения.
Такие полномочия устанавливают подпункт «р» пункта 11 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, пункт 14.3 наставлений, утвержденных приказом МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930.
Чтобы организовать профилактику детского травматизма, действуйте комплексно:
• организуйте разные виды детской деятельности – учебной и внеурочной;
• транслируйте по школьному радио аудиоролики о том, как вести себя на дороге и в транспорте;
• составьте план работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на год;
• повышайте компетентность родителей, например, проводите родительские собрания по безопасному поведению детей на улице, в транспорте, участию в массовых мероприятиях;
• проводите методическую работу с педагогами о том, как обучить детей безопасности на дороге;
• используйте современные образовательные методы и технологии, в том числе метод проектов;
• совершенствуйте предметно-развивающую среду.
Используйте ресурсы, которые предоставляют в рамках целевых программ субъекты РФ и муниципалитеты, например:
• световозвращающие приспособления для дошкольников и учащихся младших классов – участвуйте в совместных мастер-классах по их изготовлению с родителями и представителями ГИБДД;
• научно-методические материалы, печатные и электронные учебные пособия для образовательных организаций;
• полигоны «Детский автогород»;
• детские автогородки;
• оборудование для образовательных организаций – уголки по правилам дорожного движения, тренажеры, компьютерные программы и др.
Чтобы организовать профилактику детского травматизма, используйте наглядные пособия:
• оформите уголки безопасности в классах, рекреациях, фойе;
• оформите территорию образовательной организации дорожной разметкой и тротуаром.
Пример разметки территории детского автогородка
Чтобы оформить детский автогородок, используйте геометрические особенности территории образовательной организации. Например, площадь можно разметить одним из вариантов.
Вариант 1
Вариант 2
Совет: используйте возможности проекта «Лаборатория безопасности», который организуют Госавтоинспекция МВД России, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» в разных субъектах РФ.
В рамках проекта предоставляют:
• мобильные тематические конструкции;
• модульную программу для детей и взрослых;
• рабочие тетради по тематикам;
• информационные плакаты;
• световозвращающую продукцию.
Проект действует уже в восьми субъектах РФ, в том числе Ленинградской, Тульской, Тамбовской, Костромской, Смоленской, Ярославской, Воронежской областях.
Организуйте профилактическую работу в зависимости от возраста детей:
• в детском саду;
• начальной школе;
• средней и старшей школе.
В детском саду
ФГОС дошкольного образования предусматривает образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая призвана формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе.
Обучайте детей в игровой форме в предметно-развивающей среде. Проводите тематические, интегрированные занятия, в том числе с инспекторами ГИБДД. Организуйте музыкальные, театрализованные инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
Разбирайте дорожные ситуации с детьми на целевых прогулках – проводите экскурсии к проезжей части, перекрестку, наблюдайте за движущимся транспортом, рассматривайте знаки на дорогах.
Включите в режим занятий с детьми ежедневные «минутки безопасности». Организуйте творческие тематические занятия, например:
• делайте аппликации: «Машины на нашей улице», «Светофор», «Улица города»;
• конструируйте: «Гаражи», «Машины», «Автомастерская»;
• рисуйте: «Я иду по улице», «Безопасность на дорогах города».
Совет: применяйте также другие формы работы с детьми.
Они помогут охватить разные стороны развития детей. Например, используйте:
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
• кукольные, драматические представления, спектакли;
• тематические выставки поделок;
• тематические недели, акции по правилам дорожного движения;
• музыкально-игровые праздники;
• конкурсы, викторины, турниры и др.
В начальной школе
Младшие школьники в силу своих возрастных и психических особенностей не всегда осознают, что такое опасность. Поэтому применяйте методы внушения, убеждения, примеры, чтобы сформировать у них умение прогнозировать опасность, ее последствия и правильно оценивать свои способности.
Чтобы организовать занятия с младшими школьниками, разработайте упражнения в виде дидактических и ролевых игр. Они помогут поддержать мышечный тонус, отработать внимание, наблюдательность и развить двигательную координацию и произвольные действия.
В средней и старшей школе
С обучающимися 5–11-х классов проводите:
• беседы на классных часах;
• внешкольные мероприятия, конкурсы по правилам дорожного движения;
• практические занятия по изучению правил дорожного движения.
Совет: проведите интегрированные уроки, например, в рамках недели безопасности. На них дети получат дополнительные знания по правилам дорожного движения и закрепят уже полученные, когда будут применять их на уроках по разным предметам.
Такие уроки проводите вместе с учителями-предметниками. Соедините тему урока с правилами дорожного движения. Например, на уроках русского языка дети могут писать диктанты, сочинения дорожной тематики и повторять правила еще раз. На уроках математики будут решать задачи или строить сравнительные графики на основе данных по дорожно-транспортным происшествиям, выполнять расчет расхода топлива автомобиля и тормозного пути при разных погодных условиях.
Такие уроки можно проводить даже совместно с предметами «музыка» и «литература». На уроках музыки дети слушают мелодию дорог и исполняют песни на дорожную тематику. На уроках литературы учащиеся готовят и показывают литературные инсценировки на тему правил дорожного движения.
Организуйте деятельность отряда юных инспекторов движения. Их работу могут регулировать региональные и муниципальные акты, в том числе утверждать положение об отряде юных инспекторов движения.
Пример регионального регулирования деятельности юных инспекторов движения
В Архангельской области отряды юных инспекторов движения создают муниципальные общеобразовательные организации (ч. 1 ст. 11 Закона Архангельской области от 22 ноября 2013 г. № 41-3-ОЗ).
Юные инспекторы могут:
• проводить разъяснительную работу, беседы, викторины, игры, экскурсии, конкурсы, праздники и иные мероприятия по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
• участвовать в создании и использовании наглядной агитации, методических материалов для изучения правил безопасного поведения на дорогах;
• оказывать помощь в создании простейших автоплощадок на территории муниципальных детских садов;
• проводить иные мероприятия по обеспечению безопасного поведения детей и подростков на дорогах.
В Нижегородской области Минобразования утвердило типовое положение об отрядах юных инспекторов дорожного движения (приказ от 25 мая 2016 г. № 2226).
Руководитель образовательной организации создает отряд юных инспекторов своим приказом. В отряд принимают на основе устного заявления подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Количество человек в отряде должно быть не менее 10.
Руководитель отряда проводит занятия со всеми принятыми членами. Они изучают:
• правила дорожного движения;
• методы агитационно-пропагандистской деятельности;
• навыки оказания первой помощи пострадавшим при ДТП;
• технические средства регулирования дорожного движения.
После обучения члены отряда сдают зачеты.
Организуйте участие юных инспекторов движения во всероссийских мероприятиях, например в конкурсе «Безопасное колесо». Его проводят МВД России, Минобрнауки России совместно с администрациями субъектов РФ. Положение о конкурсе министерства утверждают ежегодно. Конкурс проводят в три этапа:
1) муниципальный этап – сентябрь–апрель;
2) региональный этап – сентябрь–май;
3) всероссийский финал конкурса.
Всероссийский финал проводят после окончания учебного года. Место проведения финала определяет организационный комитет по согласованию с администрацией субъекта РФ, в котором планируют провести финал конкурса.